Связь Времён в Русской Литературе Зарубежья
"Бог сохраняет всё; особенно – слова
Прощенья и любви, как собственный свой голос".
Иосиф Бродский написал это стихотворение на столетие со дня рождения Анны Ахматовой. В этом стихотворении Иосиф Бродский пытается донести до понимания то, что имел в виду много лет тому назад русский философ Н. Бердяев, который говорил о том, что религиозный характер русской идеологии, где основой нравственности является христианский идеал духовной жизни, представлен не физическим лицом, но духовным ликом. Духовные лики русских святых запечатлены в многочисленных иконах, написанных Наташей, но значительно большее их количество изображено на иконописных яйцах, выполненных в стиле великого русского мастера Карла Фаберже. Любовь к иконописи Наташа получила по наследству от своей бабушки, которая работала в одной из мастерских Карла Фаберже в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. В детстве, вместо игрушек, бабушка разрешала Наташе играть с настоящими фарфоровыми яйцами, выполненными на мануфактуре Карла Фаберже в Санкт-Петербурге, и таким образом, духовная составляющая русской идеологии, её религиозная подоплёка, проникла и осталась в детской душе навсегда.
Позже, уже будучи взрослой, изучая религиозные рисунки и картины старых мастеров в художественном училище, Наташа сумела создать свой, неповторимый художественный образ иконописи на деревянных яйцах, используя технику миниатюрной живописи. Но одновременно с этим, религиозная составляющая постепенно начала занимать значительное место в Наташином мировоззрении, что неизбежно отразилось не только в стихах, но и в новеллах (Опоздавшее Пробуждение, Храм При Больнице).
Устраивались выставки картин, читались новые стихи и новеллы, печатались книги. Начиная с 2022 года, книги стали печататься регулярно, и в конце 2022 года вышел из печати III том стихов, написанных только в Америке (тоже около 150) и I том новелл на русском языке (около 30 работ), написанных частично в Москве и частично в Америке. Уже в 2023 году было опубликовано два тома новелл, по 30 в каждом, а на 2024 год запланировано выпустить ещё два тома новелл.
Приходит сон и с ним ложатся строчки,
И расплывается кругами бытие,
И засыпаю я без проволочки,
И вот уже плыву в серебряной ладье,И звёзды, задевая край бортов
Мне освещают тайны суть,
Хранители моих прекрасных снов
Показывают мне дальнейший путь.Вот небо светлое и лестницы видение,
Осталось несколько ступенек,
Два Ангела стоят, как привидение,
У врат знакомый мне священник.Прижизненных не нужно будет дач,
Ни арлекинов выездных, ни карнавалов,
Других решать придётся там задач,
Там девять замкнутых кругов до перевала…
Меня здесь больше нет,
Нет больше мыслей в лицах,
На всё есть в Библии ответ,
Ищите нужные страницы.Проходит жизнь без созерцания,
Пустое время, тополиный пух,
И дождь не слышит понимания,
Он льёт не про себя, а вслух.Лень в людях торжествует
И лозунги со всех колоколов,
И ложь, и брань невидимых врагов,
Народ за всё проголосует.Где вера, где надежда, что сегодня?
Где просветлённые уверенные лица?
Ищите в Библии господней,
Ответы в каждой есть странице.
Непрерывающаяся связь времён в русской художественной литературе ХХ века отчётливо прослеживается от её Ренессанса в Серебряном Веке, через великую русскую литературу зарубежья середины ХХ века и до конца ХХ века в поэзии Иосифа Бродского. Эта связь времён лучше всего отражена в его Нобелевской речи:
Тот факт, что не все прервалось, по крайней мере в России, есть в немалой мере заслуга моего поколения, и я горд своей к нему принадлежностью.
Но эта связь не прервалась и сегодня, после смерти Бродского в 1996 году.
В первой половине ХХI века творчество Наташи Петербуржской продолжает вековые традиции русской литературы, воспевая истинно христианские ценности – доброту, сострадание, милосердие, духовную чистоту, веру, надежду, любовь, добро и свет, протягивая тоненькую связующую нить от Анны Ахматовой и Марины Цветаевой к нашей сегодняшней современности.
Посвящаю Анне Ахматовой
Отпевали в Никольском соборе,
Последний колокол тревожно отзвенел,
В сердцах печаль, отчаянье и горе,
Народ навеки овдовел.Как говорят, церковные законы,
На отпевании зажжённые лампады,
Что вклады умершей определённо,
Внесли в наш мир огней каскады.Паникадило освещало грустный путь,
Так завершилась жизнь её земная,
Висела скорбь, никто не мог вздохнуть,
С иконы Чудотворца слеза стекла сухая.Она вошла с ветрами лёгкими
В поэзию Серебряного Века
И в жизнь – трагедию с годами горькими,
И в жуткий мрак длиной в полвека.Испив всю горечь унижений
И потеряв всех сердцу дорогих,
Наследие передала нам без сомнений,
Влияние праведников и святых.
Посвящаю Марине Цветаевой
Я одна осталась вами не понятой,
В этом мире газетных людей,
Вы, с закрытыми ладонями,
Стадо зависти злых нелюдей.Что осталось нам в жизни прожитой,
После Бродского и Мандельштама,
Вам Марина, ненавистью обвитой,
В лампе зелёной была нежданна.Не дано Цветаеву вам узнать другую,
Нервущуюся к Гумилеву в цех,
В собранье лжи, в немыслимую сую,
Автографом своим пересечёт вас всех.Испытывая ужас и благоговение,
Живёт средь вас живая совесть,
Как столкновение,
И чар её и беспредельна её горесть.
До сегодняшнего дня нет однозначного ответа на вопрос, существует ли четвёртая волна русской эмиграции 1990-2010 годов. В будущем исследователи смогут более подробно описать это явление, а пока доподлинно известно, что после развала Советского Союза люди кинулись спасать свои семьи от жесточайшего разгула криминала в 1990 годы, и невероятно большое количество самых различных слоёв русского общества эмигрировало за рубеж. Среди них не было таких знаменитых личностей, как Александр Солженицын и Иосиф Бродский. Это были люди попроще, с меньшими амбициями, но тоже творческие и легко ранимые. И они, так же как и представители первой волны эмиграции в начале XX века, несли в своей душе доброту, сострадание, милосердие.
Милосердие, в сознании представителей русской культуры, связано, с одной стороны, с религией и духовностью, а с другой стороны, с душой, спасением, смирением, верой, прощением и добром. Душа, как известно, является ведущим концептом русской ментальности и осознается в единстве с духом и телом. Этическая значимость души в русской культуре неоспорима и определяется, прежде всего, божественным происхождением души, её бессмертием, в отличие от бренного и хрупкого человеческого тела.
Понятие хорошо и плохо предваряет категории добра и зла, говорил Иосиф Бродский в своей Нобелевской речи. Милосердие и доброта, главные черты Наташиного характера, проявлялись в сопереживании и искреннем желании помочь людям, находящимся в беде, страдающим и нуждающимся в поддержке. И в Москве, и в Сан-Диего эта черта нашла своё отражение в её творчестве. Все Наташины новеллы пронизаны сопереживанием, участием, добротой. Как и русские эмигранты первой волны в начале XX века (Иван Бунин), Наташа своим творчеством несёт в мир доброту, сострадание, надежду, потому что именно в этом и состоит смысл человеческой жизни. Доброта, в литературном творчестве Наташи, нашла своё отражение в искренности, уважении, сострадании, справедливости, бережном отношении к людям, природе, всем живым существам, в оказании им помощи и поддержки.
Добро в христианском учении определяется как величайшая ценность в мире. Христианское воспитание, полученное Наташей в детстве от бабушки, выражалось и в её творчестве, и в жизни. Проявление доброты, мотивированное исключительно внутренними побуждениями и ради благополучия другого человека, возможно лишь при наличии в человеке любви. От каждого написанного стихотворения и до последней опубликованной новеллы, Наташино творчество пронизано любовью, духовный идеал которой всегда предпочтительнее прагматических ценностей. Можно с уверенностью сказать, что формирование такой этической константы началось у Наташи в раннем детстве и продолжалось потом всю жизнь, основываясь на христианских заповедях, отражённых в церковнославянских текстах, иконописи, псалмах.
Иосиф Бродский в своей Нобелевской речи сказал:
"Независимо от того, является человек читателем или писателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь."
Наташина жизнь — это желание донести до людей через своё творчество великие основы христианства – любовь, доброту, милосердие, сострадание, как необходимую основу человеческого бытия, потому что именно любовь рождает надежду, формируя таким образом устойчивую христианскую триаду: Вера – Надежда – Любовь не только в человеческом сознании и в философских трудах, но и в литературном творчестве Наташи Петербуржской.
Не красота наш мир спасёт,
Любовь спасёт и послушание,
Душа найдёт покой, и сострадание,
И веру в Бога обретёт.