1964 год, позади остался сырой и великий Ленинград, первые наброски стихов, спрятанных в стол, первые шаги на пути к живописи. Закончилась и короткая оттепель, так и не перешедшая в весну. Посадили Бродского, закрыли Ленинградские клубы литературных встреч, больше негде было встречаться и говорить о поэзии, творчестве, читать и обмениваться мнениями о прочитанном в самиздате. Страна возвращалась к своим истокам и надо было как-то жить. Художественное училище в Москве на этом фоне выглядело необыкновенно привлекательно и даже несмотря на то, что поступить на факультет живописи не получилось, декоративно-прикладное отделение выглядело очень современно. И потом, Москва, новые люди, новые знакомства, новая учёба, всё выглядело очень вдохновляюще и заманчиво.
Москва! - Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придём.Марина Цветаева
После отдельной квартиры с папой и бабушкой в центре Ленинграда, малюсенькая комната в коммунальной квартире на задворках Москвы и 36 соседей…, но с ними было весело, дружелюбно и взаимопомощно. И появляются новые стихи:
И опять нам кто-то обещает
Уберечь от страха и забот,
И опять твоя душа прощает
Промелькнувший, обманувший год.
Учёба в художественном училище была нетрудной, а после знакомства с известной Советской художницей Сергеевой Ниной Алексеевной, у которой учёба станковой живописи совмещалась с работой у неё, началась совершенно новая жизнь с неповторимой Московской весной. И опять новые стихи:
В изумрудной лазури гуляла,
Опуская следы в песок
И душа её тосковала,
Вдыхая морской ветерок.
Вспоминала лиловый закат
И запах холодной лаванды,
Пролетел и вернулся назад
Горький шёпот осенней баллады.
А потом переезд в отдельную кооперативную, как тогда называли, квартиру в центре Москвы, в знаменитый по тем временам кооператив “Молодежь Театров” на улице Чехова, где новые встречи, знакомства и, наконец, возможность общаться с творчеством художественным, театральным, литературным и конечно, поэтическим. Этот творческий этап длился без малого 10 лет. За это время было написано множество стихов душевных и трогательных, и несколько коротких новелл (Москва, Кастаньеты, Анатолий). Все приходящие и приглашённые гости с удовольствием слушали и хвалили, но опять было всё тоже самое, отсутствие членства в Союзе писателей не давало никакой возможности опубликоваться в Советских газетах и журналах.
Лежат стихи под пыльным пианино,
В них шёпот обещаний кем-то давших,
В них жизнь незримая проплыла,
Как лепестки цветов опавших.Мои стихи о нежности и смерти
Лежат теперь у плинтуса в тиши.
Когда писала их, поверьте,
Как с болью вырывались из души.Романсом им не стать печальным,
Я в памяти их трепетно держу
И пусть не их удел сакральный,
Но я смахну скатившую слезу.И вспомню давний, грустный вечер,
Как он ушёл, задув свечу.
Нет, время никого не лечит,
Но я об этом лучше промолчу.
Семидесятые годы XX века, время так называемого застоя, но и активного противодействия творческой интеллигенции Советской власти. Появляется течение, которое назовут диссидентским, где многие известные деятели науки и искусства всё активнее выступают против коммунистической партии. Начинаются гонения на интеллигенцию и вслед за этим из страны высылают Иосифа Бродского, Александра Солженицына, Сергея Давлатова, Андрея Тарковского.
Театр на Таганке, который в то время был одним из центров художественной независимости страны во главе с главным режиссёром театра Юрием Любимовым и знаменитым на всё страну бардом Владимиром Высоцким, закрывают. Юрия Любимого выживают из страны, а Владимир Высоцкий умирает, его сердце не выдерживает колоссального напряжения. Знаменитый на весь мир музыкант Мстислав Ростропович уезжает из страны, а всемирно известный учёный академик Андрей Сахаров остаётся без работы. И это только самые известные личности, а сколько тысяч простых, никому неизвестных, покинули страну. Но на эту борьбу с властью нужны были силы и огромное мужество, а оно было далеко не у всех. У многих семья и дети были важнее политических дебатов и борьбы со властью.
Наташа продолжает писать стихи, в том числе и детские (Чижик, Ярмарка), читает их всем друзьям и знакомым в своём маленьком литературно-художественном салоне на улице Чехова в Москве. И опять появляются новые стихи:
Хочу вернуть вчерашний день,
Ручей и летнюю прохладу,
А вижу на веранде тень,
Да сломанную, старую ограду.Смотрю на сад, в нём спит печаль,
На яблоню, давно пустая
И возвращая мысли вдаль,
Стоит она, как молодая.Уверенность в бессмертии души,
Освобождение от страха смерти,
Жизнь не гневи и не греши,
И Бог вернет вчерашний день, поверьте.
Белые на синем плыли корабли,
Тихо вспоминали молодость, Шабли,
А теперь кораблики на другой волне,
Память возвращая изредка ко мне.Там была любовь, прощание и грусть,
Там была нирвана и слёзное вернусь,
Там глаза светились, сапфирами горя,
Не желая верить в расставания.И мерцая волны уносили в даль,
Вспоминая время — не унять печаль…
В 1985 году началась Перестройка, период политического переустройства Советского Союза, когда думалось, что всё старое уйдёт, а всё новое и предполагаемое лучшее, сразу наступит. Но несмотря на это, огромный поток учёных, интеллигенции, артистов и просто людей, стремились уехать из страны. Никто не понимал, что через несколько лет наступит полный коллапс всей системы, всего Советского Союза и на улице безработными, не имеющими никаких средств к существованию, окажутся миллионы высоко образованных и высоко квалифицированных специалистов.
Но маленький литературно-художественный салон на улице Чехова никуда не исчез и ещё долго оставался местом притяжения многих любителей Русского литературного и художественного искусства.
Вот и снова зима,
Белым снегом покрыло дорогу
И поспела хурма,
И душистая ёлка прижалась к порогу.Скоро будет стоять, как всегда у камина,
Словно фея лесная в серебристой фате,
Запах детства из хвои и мандарина,
Колдовать в новогодней со мной суете.Будут свечи гореть и шампанское пеной,
И желания жечь под рубиновый бой,
Хоть волшебное платье из кружев надену,
Всё равно, мой любимый уедет домой.
В начале 90-х годов Наташиному мужу неожиданно пришло приглашение на работу в Соединённые Штаты Америки, и семья покинула разваливающийся Советский Союз и перебралась в Новый Свет.
У любви нет последней страницы,
У любви есть надежда всегда,
Не стирай, между нами, границы,
Всё прошедшее, только вода.Позабудь про любые невзгоды,
Про ошибки свои позабудь,
Ведь у нас впереди ещё годы,
Где любовь, понимание, суть.Нарисуй мне на мокром песке
Своё сердце и нежное слово,
Чтоб не жить в постоянной тоске,
Чтобы снова к любви быть готовой.